Анализ работы комплексных научных групп по научно-методическому сопровождению подготовки спортсменов показал, что тренеры, методисты, врачи слабо владеют информацией о путях и методах оптимизации тренировочных нагрузок и эффективного управления состоянием здоровья.
Технологическое отставание российского спорта обусловлено, прежде всего, устаревшей материально-технической базой в целом, и, в частности, крайне слабой оснащенностью объектов, проводящих исследовательскую, диагностическую, реабилитационную работу со спортсменами, особенно в спорте высших достижений. Как одно из следствий подобного положения дел – утрата профессиональной преемственности и снижения эффекта интеллектуального и организационного взаимодействия специалистов и организаций, работающих в данной сфере деятельности.
В результате при проведении ежегодных проверок спортивных школ отмечается, что до 30% занимающихся не проходят углубленных медицинских обследований, от 75 до 80% проходят обследования не в полном объеме. Из числа обследованных спортсменов лишь 15% признаются здоровыми, 75% - практически здоровыми, 10% имеют отклонения в состоянии здоровья и противопоказания к занятиям спортом.
Что касается выполнения мероприятий по текущим обследованиям (ТО), обследованиям соревновательной деятельности (ОСД), этапного комплексного обследования (ЭКО), то данная программа выполнялась только по отношению к тем московским спортсменам, которые отбирались в сборные команды Российской Федерации.
Система врачебно-физкультурных диспансеров находится в глубоком кризисе и способна решать задачи по врачебному контролю на уровне, не отвечающем требованиям даже массового спорта. Распространенной является практика оформление допусков к соревнованиям, без прохождения медицинских обследований. В результате, спортивные школы вынуждены создавать собственные медицинские кабинеты с лечебно-профилактическим циклом. При этом в спортивных школах практически отсутствуют методики тестирования, а также медико-биологического и информационного сопровождения подготовки спортсменов.
В свою очередь это привело к отсутствию правового статуса медицинских работников, положения о медицинских пунктах, кабинетах и их оснащении, что фактически поставило вне закона медицинскую деятельность в специализированных спортивных школах города Москвы.
Из 228 медицинских работников спортивных школ в штате находятся 187, из них 49 врачей и 21 врач-совместитель. В 177 спортивных школах, с числом занимающихся 119840, на одного врача приходится 1712 человек.
Медицинский персонал, работающий в настоящее время в образовательных учреждениях спортивной направленности города Москвы, как правило, оформлен на иные должности (тренер-методист, инструктор-методист, зам. директора школы по учебной работе и др.).
Данной категории работников не начисляется медицинский стаж, отсутствует возможность применения оплаты труда по тарифной сетке, не учитываются медицинские категории и звания, кроме того, они лишены возможности прохождения повышения квалификации в системе Департамента здравоохранения города Москвы. Фактически мы имеем систему неполноценного медицинского обеспечения и практически полного отсутствия медико-биологического и информационного сопровождения подготовки спортсменов.
Сочетание учебного процесса с большими физическими нагрузками у юных спортсменов требует систематизированного, высококвалифицированного методического и медицинского контроля. Ранняя возрастная специализация в видах спорта, сопряженная с высокими физическими и нервно-психическими нагрузками, требует постоянного поиска новых эффективных форм и методов комплексного сопровождения подготовки как юных, так и сильнейших спортсменов, а также необходимости участия в этой работе высококвалифицированных специалистов. В связи с этим создание системы с наличием в спортивных школах модулей, ориентированных на сопровождение подготовки спортсменов с усилением роли Департамента здравоохранения в медицинских аспектах, и разработка алгоритмов деятельности в едином информационном пространстве - объективная необходимость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий